Экономика времени
Экономика времени
Гаджеты, календари, помощники — даже с таким арсеналом средств
руководителям не всегда удаётся вместить в 24 часа работу,
спорт, личную жизнь и путешествия. Четыре предпринимателя
и топ-менеджера объясняют, как жить в режиме горящих дедлайнов,
успевать всё, что нужно, и отсекать лишнее.
Максим Журило
Основатель Спортивного проекта I Love Supersport
Андрей Себрант
Директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс»
Евгений Коган
Президент инвестиционной группы «Московские партнеры»
Катерина Черкес-заде
Директор консорциума независимых учебных заведений
Экономика
времени
Экономика
времени
Гаджеты, календари, помощники — даже с таким арсеналом средств руководителям не всегда удаётся вместить в 24 часа работу, спорт, личную жизнь и путешествия. Четыре предпринимателя и топ- менеджера объясняют, как жить в режиме горящих дедлайнов, успевать всё, что нужно, и отсекать лишнее.
Экономика
времени
Максим
Журило
Основатель Спортивного проекта
I Love Supersport
Гаджеты, календари, помощники — даже с таким арсеналом средств руководителям не всегда удаётся вместить в 24 часа работу, спорт, личную жизнь и путешествия. Четыре предпринимателя и топ- менеджера объясняют, как жить в режиме горящих дедлайнов, успевать всё, что нужно, и отсекать лишнее.
Экономика
времени
Андрей
Себрант
Директор по маркетингу сервисов
компании «Яндекс»
Гаджеты, календари, помощники — даже с таким арсеналом средств руководителям не всегда удаётся вместить в 24 часа работу, спорт, личную жизнь и путешествия. Четыре предпринимателя и топ- менеджера объясняют, как жить в режиме горящих дедлайнов, успевать всё, что нужно, и отсекать лишнее.
Экономика
времени
Евгений
Коган
Президент инвестиционной группы
«Московские партнеры»
Гаджеты, календари, помощники — даже с таким арсеналом средств руководителям не всегда удаётся вместить в 24 часа работу, спорт, личную жизнь и путешествия. Четыре предпринимателя и топ- менеджера объясняют, как жить в режиме горящих дедлайнов, успевать всё, что нужно, и отсекать лишнее.
Экономика
времени
Катерина
Черкес-заде
Директор консорциума независимых учебных заведений
Гаджеты, календари, помощники — даже с таким арсеналом средств руководителям не всегда удаётся вместить в 24 часа работу, спорт, личную жизнь и путешествия. Четыре предпринимателя и топ- менеджера объясняют, как жить в режиме горящих дедлайнов, успевать всё, что нужно, и отсекать лишнее.
Чаще всего я выбираю одну большую
спортивную цель на полгода. Шесть
месяцев достаточно, чтобы
подготовиться.
Максим
Журило
В проекте I Love Running, а ныне уже I Love Supersport, который мы открыли пять лет назад, помимо прочего, учат планировать своё время так, чтобы успевать правильно тренироваться и достигать результатов. Признаться честно, у меня не всё просто складывается со временем и управлением им.
Я люблю спорт. И всегда стараюсь вписывать тренировки в свой еженедельный план, хоть это и не всегда получается. Как-то я решил изучить самые прогрессивные методы планирования, чтобы все успевать. В конце концов вместо того чтобы жить, я стал только планировать. Каждый день я думал, как мне всё записать в нужный список с нужным приоритетом, и это не делало меня счастливее.

В итоге я чуть упростил систему планирования, и теперь у меня есть всего четыре базовых принципа.
Я практикую
hard planning
Во-первых, я пользуюсь календарями и практикую hard planning — жёсткое планирование для важных встреч и дел. Обычно я начинаю со спорта, то есть с расписания тренировок.
Об этой методике тайм-менеджмента я узнал от инвестора Леонида Богуславского и сразу загорелся этой идеей. Если заранее жестко запланировать себе тренировки на неделю вперед, то очень высока вероятность всё сделать. В противном случае их место займет что-то другое. Так как я достаточно регулярно готовлюсь к серьезным стартам на выносливость (например, IRONMAN или заплывы на открытой воде), то включение спорта в календарь критически важно.
Тренироваться нужно
каждый день
Чаще всего я выбираю одну большую спортивную цель на полгода. Шесть месяцев достаточно, чтобы подготовиться. Тренироваться нужно каждый день.
Обычно по 1 часу в будни и до 2–3 часов в выходные. Я убежден, что найти 1 час в день на тренировку может абсолютно любой человек, особенно если она заранее стояла в календаре, а все встречи и совещания назначались уже с её учетом.
Во-вторых, я стараюсь минимизировать «пустое» времяпрепровождение в течение дня. Например, все дела и переговоры, для которых необязательна личная встреча, я провожу по телефону и не трачу времени на дорогу.
Если говорить о еде, то мой главный принцип — с утра есть больше, чем вечером. И совмещать приятное с полезным. Если я могу обсудить дела с партнёрами или друзьями за завтраком или обедом, я с удовольствием это сделаю. А если мне нужно поесть одному, я звоню в доставку и заказываю суши. Очень люблю рыбу.
Cовмещать приятное
с полезным
Если вам подарят еще один свободный час в сутках, на что вы его потратите?
Выберите вариант ответа
A
Спорт
B
Семья
C
Сон
D
Работа
В-третьих, последние полгода я практикую методику Deep Work. Методика очень популярна на Западе. Она предполагает, что ты в течение дня выделяешь промежутки времени, когда отключаешь все телефоны и занимаешься глубокой работой.
Каноническое распределение времени: 42 минуты работы + 18 минут отдыха. Я выделяю на Deep Work 30–40 минут (у меня даже есть песочные часы на полчаса). Что даёт глубокая работа? Она позволяет сосредоточиться на стратегически важных вещах.
42 минуты работы
+ 18 минут отдыха
Наконец, мой четвёртый личный лайф-хак – практика Daily Questions. Каждый вечер перед сном я отвечаю на один и тот же список заранее составленных вопросов.
Вопросов должно быть не больше десяти, желательно однозначных, чтобы на них было легко ответить. У меня есть специальный гугл-файл для этого. Такая практика позволяет подвести за 1–2 минуты итоги дня, а динамика ответов дает возможность видеть, что происходит в жизни и над чем стоит поработать. К примеру, один из вопросов звучит так: «Сколько сеансов Deep Work я сегодня провёл?». Если в один день ноль, и на следующий ноль, и на завтра тоже ноль, — это сигнал, что что-то идёт не так, что я закопался в рутину и не делаю важного.

Эти четыре пункта позволяют мне более осознанно подходить к жизни. Ну а если бы в сутках было не 24 часа, а 25, я бы выделял больше времени на обучение. Записался бы на онлайн-курс по public health, чтобы узнать, как еще можно влиять на культуру спорта и активности людей. Я бы занялся изучением этой сферы здравоохранения. А если бы в году было 100 недель, то уехал бы в Гарвард изучать её.
Мне кажется, сегодня по чёткому графику
работают либо в ракетостроении, либо в
очень старых компаниях.
Андрей
Себрант
Я предпочитаю жить в реальном времени, и все эти мечты про 25-й час в сутках, неиссякаемую энергию и бессмертие, на мой старомодный вкус, лишь способствуют фрустрации и неврозам. А все разговоры о тайм-менеджменте вызывают у меня, скорее, недоумение.
Жёсткий график и жизнь по алгоритмам — для младших клерков и стажеров, а не топ-менеджеров компании. Мне кажется, сегодня по чёткому графику работают либо в ракетостроении, либо в очень старых компаниях. Я за всю работу в «Яндексе» не подписал ни одного приказа!

Как же тогда я работаю и всё успеваю, — спросите вы.
90% рабочего времени
я живу по интуиции
Во-первых, 90 % рабочего времени я живу по интуиции. Я могу уйти бродить с коллегами по переулочкам вокруг офиса на полтора часа. Могу зайти в ресторан и очень продуктивно провести там рабочий обед.
Например, недавно с Витей Ламбуртом, нашим гуру рекомендательных сервисов, я за час обеда столько узнал и понял про Дзен и его будущее, сколько два дня чтения Wiki и документации мне бы не дали. Ну а если у нас с коллегами неотложные дела, мы закажем пиццу — эту самую практичную еду: почти не пачкается, её удобно положить на пластиковую тарелку. На втором месте по практичности — пироги (попробовали недавно и остались довольны).
Не нужно делать
из расписания культ
Во-вторых, я успеваю не всё. И это нормально. Разумеется, в моём графике есть неотложные встречи, например, когда мы запускали голосовой помощник «Алиса», собрания проходили по чёткому расписанию. Но не нужно делать из расписания культ. У меня есть правило: если в моей почте есть письмо, которое я в своё время не прочёл, — и мне о нём не напомнили — значит, оно и правда неважное. На днях я зашёл в почту — там было 300 непрочитанных писем. Я их с чистой совестью удалил.
Когда ты плывёшь в потоке дел, самое главное — аккуратно настраивать все алерты, напоминалки и прочие сигналы, претендующие на наше внимание. По умолчанию все современные приложения и сервисы стремятся заявить о себе разнообразными уведомлениями. Приходится очень тщательно фильтровать, кто и что имеет право напоминать мне о себе, а что подождет, когда у меня руки дойдут.
Мне кажется, сильно помогает настройка уведомлений на часиках (Apple Watch в моем случае). Когда все реально важное сопровождается вибрацией на запястье, вдруг пропадает типичная привычка владельца смартфона периодически поглядывать на экран: вдруг что-то важное пропустил.
А там машинально открыл почту или мессенджер — и пошло-поехало… Возможность держать телефон в кармане и быть уверенным, что ничего важного не пропустишь, сильно помогает не отвлекаться и не волноваться.
Помогает настройка
уведомлений на часиках
Если вам подарят еще один свободный час в сутках, на что вы его потратите?
Выберите вариант ответа
A
Спорт
B
Семья
C
Сон
D
Работа
В итоге мой подход к работе минимизирует число нерегулярных и непредсказуемых отвлечений. Потому что одну вещь я точно знаю: длительность временных слотов, отведенных на разные занятия, не должна быть слишком маленькой. Постоянные частые переключения и утомляют, и не приводят к хорошим результатам.
На практике для меня минимальная длина занятий чем бы то ни было не должна быть короче 15—30 минут. Поэтому возможность не отвлекаться в течение получаса на всякие напоминалки очень для меня важна.

Кроме того, мои коллеги научили меня работать в чатах, а не в какой-то другой среде. Во время мероприятий с жестким таймингом это очень полезный навык.
Коллеги научили меня
работать в чатах
Трачу ли я нерабочее время на работу? Скорее, нет. В дороге я предпочитаю думать, а не заниматься текучкой. И да — это один из хаков: каждый день находить час-полтора на спокойные размышления, как бы плотно ни было расписание. Потому что за рулем все равно не станешь что-то читать или писать. А голосовой ввод я в машине не использую.
Я много и часто путешествую по миру. Путешествия для меня не менее важны, чем работа: они и кайфа доставляют не меньше, и голову прочищают, и вообще улучшают самочувствие. Дальние дороги и тропы — это кусок жизни, которым я не соглашусь жертвовать. И никогда не жертвовал ;)

Можно долго читать книжки о том, как стать миллионером, и не иметь налички, чтобы расплатиться в ресторане. Мой главный совет для тех, кто мечтает заняться тайм-менеджментом, — не напрягайтесь. Чем больше вы напрягаетесь и стараетесь всё распланировать, тем больше в вашей жизни стресса. А чем больше стресса, тем медленнее вы работаете. Живите в кайф — и никакой тайм-менеджмент вам не понадобится.
Ежеминутно, ежесекундно мне приходится
принимать срочные решения. Чтобы все
успевать, я выработал ряд правил.
Евгений
Коган
Меня, как инвестбанкира, брокера, управляющего активами, часто спрашивают: как мне удается нормализовать мое расписание? А для меня абсолютно нормально, когда мне необходимо быстро, четко и, главное, одновременно решать 20 задач и обсуждать 30 тем — и при этом ничего не забыть.
На финансовом рынке нельзя откладывать вопросы на неделю, на день, иногда даже на час. Ежеминутно, ежесекундно мне приходится принимать срочные решения. Чтобы все успевать, я выработал ряд правил.
Не реагирую
на всё подряд
Правило первое. Мне постоянно приходят сообщения по вотсапу и телеграму, телефон раскаляется от звонков. Чтобы не разорваться от поступающих запросов, я не реагирую на все подряд, а потом разбираюсь с накопившимися звонками и сообщениями в порядке приоритета.
Есть вопросы, которые вполне могут подождать и полчаса, и несколько часов, — ничего трагичного не произойдет. Другое дело, если я не приму решения, связанные с котировками. Тут каждая секунда на счету: сейчас идет повышение на +10 %, а через минуту — уже -10 %. Если происходит что-то срочное, я приношу извинения моим коллегам — и все относятся с пониманием. Но тут очень важно уметь делегировать полномочия.
Правило второе —
привлекать к задачам помощников
Правило второе — привлекать к задачам помощников. Например, моя помощница Ксюша гораздо лучше меня знает, когда и с кем я встречаюсь. Многих обижает, что составление графика встреч я перекладываю на нее. Но сам держать все в голове я не в состоянии. График встреч для меня — закон, который я, впрочем, постоянно нарушаю. Да, все мы эгоисты и исходим из собственных нужд. Если у меня в плане стоит встреча, которая нужна моему оппоненту, а мне не очень, я могу ее передвинуть. Только ради встречи более приоритетной, разумеется.
Также помощников можно подозвать во время переговоров, тихо дать им указания и продолжать беседу. Когда помощник решает дело, он пишет мне об этом в мессенджере, из-за этого часто приходится отвлекаться на экран, но я всегда извиняюсь. А если в переговорах важен зрительный контакт, всегда сбрасываю звонки. Но иногда все-таки вынужден отключать телефон.
Третье правило — помнить, что даже если вы делегировали задачи, их нельзя отпустить совсем. Наемный работник всегда выполняет работу хуже, чем владелец бизнеса. Это заложено в природе человека. Если ты работаешь на себя, то по максимуму, если на другого — по минимуму.
Поэтому моя прямая обязанность — следить за инициативностью и мотивацией сотрудников. Именно от руководителя зависит рабочая атмосфера в коллективе, а значит, и продуктивность бизнеса, и соблюдение дедлайнов. Если присутствие партнера компании не чувствуется, люди начинают бездельничать, заниматься своими делами. Быть руководителем — тяжелая ответственность.
Быть руководителем —
тяжелая ответственность
Если вам подарят еще один свободный час в сутках, на что вы его потратите?
Выберите вариант ответа
A
Спорт
B
Семья
C
Сон
D
Работа
Удается ли мне устранить режим аврала благодаря этим правилам? К сожалению, нет. Время расписано по секундам — дышать некогда. Часто бывает, что только к восьми вечера вспоминаю, что нужно позавтракать. Обед вообще понятие творческое.
Даже если я договорился пообедать с кем-то в ресторане, — а я люблю итальянскую кухню — часто бывает так, что из-за пробок и напряженного графика приходится обсуждать только дела. К счастью, вокруг моего офиса много неплохих кафе, часто мне удается перекусить во время деловых встреч. Если бы мне подарили 25-й час в сутках, я бы потратил его на спорт! Абсолютно любой спорт — в моей жизни его категорически не хватает. Сейчас спорт и отдых занимают от 2 до 5 процентов моего активного времени, все остальное — это работа и переговоры.
Время расписано по секундам —
дышать некогда
Чтобы расслабиться, я могу сгонять на дачу на мотоцикле, поскакать на лошади, порыбачить. Неплохо играю в настольный теннис. А еще веду программу на радио «Медиаметрикс» — для меня это не работа, а развлечение. И это все, что помогает мне разрядиться за то короткое время, что у меня есть на отдых.
Кроме того, у меня очень частые командировки. Например, только я вернулся с Кипра — и тут же улетел в Сочи. Теперь надо отправляться в Израиль, потом в Австрию. С одной стороны, в командировках надо вести переговоры, а с другой — можно прогуляться по городу. Для меня нет большего удовольствия, чем прошагать километров пятнадцать по улицам, попутно высматривая вокруг что-нибудь интересное.
Я отказалась от вождения машины.
Когда у тебя в течение дня десятки встреч,
нужно упрощать логистику.
Катерина
Черкес-заде
Ещё два года назад я была не только руководителем консорциума, куда входят Британская высшая школа дизайна, Школа компьютерных технологий Scream School, Московская школа кино и Архитектурная школа МАРШ, но и директором сразу двух наших школ — и тогда с тайм-менеджментом у меня были по-настоящему большие проблемы. Но буквально на днях мы наконец закрыли вопрос с директорскими вакансиями полностью, и теперь я сосредоточусь на внедрении общих для всех школ управленческих образовательных практик и стратегическом управлении. Впрочем, мои принципы тайм-менеджмента от этого не изменятся.

Во-первых, я использую Google-календарь.
Календарь ведёт мой персональный ассистент, и любой из моих коллег или партнёров может назначить мне встречу. Внутренние встречи я провожу с 12 дня до 7 вечера, встречи с коллегами по индустрии — соответственно либо до, либо после. И вообще не стесняюсь пригласить их в наш офис, потому что не трачу времени на разъезды. Если в моём календаре нет какого-то события, его не существует.
Не трачу времени
на разъезды
Второй принцип: я отказалась от вождения машины — только такси. В такси я успеваю проверить почту или ответить на пару-тройку важных звонков.
Чтобы тратить меньше времени на дорогу, я выбрала жильё в соседнем районе, максимально близко к месту работы. Когда у тебя в течение дня десятки встреч, нужно упрощать логистику.

В-третьих, я сформировала правила работы с почтой. Всех своих коллег я прошу:
прежде чем поставить меня в копию письма, подумайте, нужно ли это. Нередко к моменту, когда я добираюсь до цепочки писем, проблема уже решается без моего участия. Теперь люди думают, действительно ли я нужна в переписке, а мой поток писем уменьшился процентов на 10. Тем не менее это всё равно порядка 100-120 писем в день. Чтобы не растягивать чтение почты на весь день, я проверяю её два раза — с часу до двух дня и с семи до восьми вечера. Оба сеанса вместе, как правило, не занимают у меня больше часа, скорее, минут 40. Но это только ответы на письма.
Оставаться наедине
со своими мыслями
очень важно
Чтобы написать письма самой и вообще погрузиться в работу, нужно одиночество. Я далеко не ранняя пташка и ухожу из офиса последней, около 22:30. И вот время с восьми до десяти вечера, когда все коллеги уходят с работы и меня никто не трогает, самое продуктивное. Иногда, кстати, в течение дня я могу запланировать в своём календаре встречу сама с собой. И эти полчаса или час посвятить тому, чтобы в тишине обдумать какую-то тему. Оставаться наедине со своими мыслями очень важно
Среда образования, в которой я работаю, с одной стороны, упрощает тайм-менеджмент. Академический год предсказуемый. Я точно знаю, что 1 октября нам нужно начать учебный год и все к этой дате должно быть готово. Точно знаю, что на определённые числа назначены встречи с директорами наших школ для обмена опытом. Раз в месяц мы обязательно встречаемся по работе отделов маркетинга. В определённом смысле у меня очень стабильный календарь.
С другой стороны, к каждому преподавателю, студенту нужен индивидуальный подход. Иначе внутри невозможно создать дружелюбную и комфортную атмосферу для людей, которые занимаются творчеством.
Дизайнеры, режиссёры, программисты, архитекторы — к ним никогда нельзя применить универсального лекала. И в любой ситуации мы как управленческая команда предусматриваем план Б — на случай, если что-то пойдёт не так. А не так всё идёт часто, потому наши преподаватели и студенты — люди креативные и инициативные. И это прекрасно! Посередине учебного года к тебе может прийти группа студентов-актёров и предложить поставить спектакль, хотя это не входило изначально в программу. И мы, конечно, поощряем эту идею, и вот спектакль «Сонечка» идёт в Театре наций. Или, например, кураторы Британской высшей школы дизайна вместе c культурным центром «Без границ» в рамках проекта Bezgraniz Couture включают в курс проект разработки одежды для людей с ограниченными возможностями. Разумеется, мы идём навстречу!
Нужен индивидуальный подход
Если вам подарят еще один свободный час в сутках, на что вы его потратите?
Выберите вариант ответа
A
Спорт
B
Семья
C
Сон
D
Работа
Я считаю лучшим отдыхом смену деятельности, культурный досуг, обучение, а дома люблю готовить. Вообще моё правило относительно еды такое: ланчи я провожу в одиночестве, обеды — в компании потенциальных партнеров наших школ (я люблю фьюжн, поэтому нередко назначаю встречи в каком-нибудь гастропабе на Патриарших). А ужинаю дома.
К сожалению, минимум раз в неделю у меня не хватает сил, чтобы самой что-нибудь приготовить, и тогда я пользуюсь доставкой: выбираю азиатскую или грузинскую кухню. Особенно доставка спасала в те 5 лет, что я возглавляла Московскую школу кино; мне нужно было смотреть много актуальных фильмов, а времени на slow-food совсем не хватало.

К счастью, мой молодой человек живёт в том же ритме, что и я. Работа — это большая и важная часть твоей жизни, твоё развитие. И очень важно для баланса, чтобы вторая половина тебя поддерживала. Конечно, он может спросить меня в три часа ночи: «Ты что, презентацию делаешь?» А я спрошу в ответ, чем занят он, и услышу: «Сижу в диджитал-аналитике». Я просто не чувствую, что я на работе. Если человек ждёт семи вечера, чтобы встать и уйти домой, заниматься более важными и интересными делами, — мне кажется, он просто не на своём месте. Мне безумно интересно образование, дизайн, кино, разработка игр, блокчейн, архитектура — фактически я совмещаю хобби с работой.
Лишний час я бы
потратила на сон
Чтобы выдохнуть и посмотреть на реальность под другим углом, я хожу в бассейн. Если мне удаётся поплавать два раза в неделю, я уже супермолодец. Ещё я отправляюсь в путешествия. Правда, даже на пляже под солнцем голова продолжает работать. И если мне вдруг позвонят и, например, скажут, что нашу панель про образование согласовали на Петербургском экономическом форуме, как было в этом году, — соседи по пляжу, прячьтесь: я буду разговаривать по телефону и сидеть в почте, несмотря на море и окружающие красоты.
А вот если бы в сутках было 25 часов, то лишний час я бы потратила на сон. Это, между прочим, не лень, а рациональный расчёт. Выспавшийся человек — а я сова — работает гораздо продуктивнее и успевает сделать все дела быстрее. И вот когда я высплюсь и наберусь сил, я точно открою ещё один хороший проект.